Ленточный обогрев -- как это делается


 
     Данная статья не претендует на стопроцентную объективность и выражает только мнение авторов, которое сложилось в результате многолетних наблюдений за изысканиями и опытом работы дорожных организаций СНГ.
 
     Ленточный обогрев битумных коммуникаций АБЗ в Беларуси начали применять с конца 80-х годов прошлого века. С тех пор данная технология, не претерпев существенных изменений, получила весьма широкое распространение. В первую очередь, из-за простоты устройства и относительной дешевизны самих ленточных нагревателей. Опыт обустройства и применения ленточно-кабельного обогрева на многочисленных АБЗ показывает, что его реализация вполне возможна силами собственного персонала и не требует сложных тепловых расчетов.
Сразу ответы на закономерно возникающие вопросы:
1.       Чем обогреть битумный насос?
     Логичнее и дешевле всего в данном случае применить воздушный ТЭН для обогрева насоса типа ДС-125.
2.       Чем обогреть дозировочный бачок для битума?
      Если бачок остается старой конструкции, он вполне нормально разогревается лентой ЭНГЛ-1 длиной 10 метров, которая наматывается взамен масляной рубашки и укрывается теплоизоляцией. Если применяется новый дозировочный бачок, то его обогрев должен быть заранее предусмотрен предприятием-изготовителем.
3.       Чем обогреть затвор мешалки и форсунки слива битума?
      Персонал многих АБЗ, переходя на ленточный обогрев, в данном случае предпочитает данный участок оставить «как есть», т.е. нагревать с использованием теплоносителя и всеми сопутствующими элементами: масляный бак, встроенный ТЭН, расширительный бачок и т.п., а, между тем, все достаточно просто реализуемо и без масла.           
     В регистры, обогревающие мешалку, прекрасно вписываются 2 воздушных ТЭНа из нержавеющей стали суммарной мощностью 4-5 кВт. Практика показала, что такой мощности вполне хватает для расплавления застывшего на затворе битума. Труба, из которой выходят форсунки слива битума, обогревается лентой ЭНГЛ-1 длиной 1,2 метра и мощностью 120 Вт. Лента укладывается поверх трубы, прижимается к ней слоем термостойкой теплоизоляции, а сверху защищается приваркой обычного подходящего по размеру швеллера.
4.       Чем обогреть битумный кран?
     В данном случае применима лента ЭНГЛ-1 длиной 2,61 метра и мощностью 260 Вт, но практичнее использовать нагревательный кабель, так называемый «гибкий ТЭН». Для неровных поверхностей он предпочтительнее за счет большего удобства в монтаже и универсальности размеров.
5.       Чем обогреть битум в емкостях?
     Ну, во-первых, ни в коем случае не лентой ЭНГЛ – дорого получится. Если у Вас по какой-то причине отсутствует более экономичный огневой разогрев (т.е. нагревательная емкость с горелкой, либо нагреватель жидкого теплоносителя), то нагреватель НСП стеклопластиковый – то, что надо. Либо, как вариант, врезной ТЭНовый нагреватель битума. Количество и тех и других нагревателей определяется расчетным путем в зависимости от емкости битумной цистерны, желаемой скорости нагрева, мощности самих нагревателей, возможностей подстанции, качества теплоизоляции и т.д. В емкость вваривается коррозионностойкая  гильза, в которую вставляется температурный датчик (обычно это недорогой ТСП белорусского производства), который заводит показания температуры в современный микропроцессорный терморегулятор с релейным выходом. Остается подключить автоматику безопасности, соответствующие мощности нагревателей контакторы – разогрев продукта в емкости автоматизирован. Тот же вариант разогрева рекомендуется и для емкости с мазутом.
     Нагревательные ленты для разогрева битумопровода подбираются исходя из длины обогреваемого участка и удельной мощности ленты. Если позволяют возможности подстанции и требуется быстрее задействовать битумную трассу, выбираются ленты максимальной мощности 100 Вт на метр. Они выпускаются в следующих фиксированных размерах: 1,2 м; 2,61 м; 5,22 м; 10,44 м и 20,88 м. На длинных участках трассы желательно применять нагреватели максимальной длины, чтобы сократить количество коммутаций. Вдоль трубы, справа и слева, укладываются 2 ленты и приматываются к ней скотчем из алюминиевой фольги. Возможна укладка дополнительного нагревателя снизу без его включения в сеть. В данном случае это будет запасной вариант в случае перегорания одного из боковых нагревателей.
     Отдельно хочется упомянуть насчет выхода из строя ленточных нагревателей ЭНГЛ-1. Чаще всего, причина одна: многократный перегрев свыше 180°С. Это значит, что либо отсутствует терморегулятор вообще, либо он неправильно настроен, либо присутствует неполный теплоотбор с поверхности нагревателя – т.е. при монтаже остались участки ленты, неплотно соприкасающиеся с поверхностью битумопровода. Под слоем солидной теплоизоляции они перегреваются и именно в этом месте начинается разрушение внешнего изолирующего слоя – кремнийорганической резины. При добротном монтаже, когда нагревательный элемент плотно прилегает к поверхности, а к «провисающим» участкам прикреплен дополнительный радиатор в виде, допустим, толстой фольги, и когда грамотно настроена система регулирования температуры, срок службы нагревателей составляет не менее пяти лет. Главное, четко соблюдать рекомендации производителя из инструкции по монтажу ЭНГЛ-1.
      Укладка нагревателей вдоль битумопроводов – это рекомендация, обусловленная многолетним опытом. При наличии участков обогрева, в которые никак не вписываются нагреватели ЭНГЛ-1 фиксированных размеров, возможна и намотка на трубу по спирали. Здесь желательно соблюсти одно правило: если везде при укладке ленты вдоль на 1 метр битумопровода приходится 200 Вт мощности нагревателей (т.е. по 1 метру с каждой стороны, а 1 метр потребляет 100 Вт), то и при спиральной намотке такую же мощность на 1 метр желательно приложить.
     Итак, монтаж закончен. Лента плотно примотана к битумопроводу фольгоскотчем, провисающие участки дополнительно защищены, нахлест исключен путем прокладок из теплонепроводящего материала, холодные присоединительные концы сконцентрированы по возможности в одном месте для заведения в монтажную коробку. Получилось, что битумная трасса условно разбита на несколько участков нагрева, грубо говоря, по количеству монтажных влагозащищенных коробок. На каждом из таких участков под ленту подкладывается температурный датчик (ТСП) малого размера. Датчики заводятся в микропроцессорные терморегуляторы шкафа управления, для каждого участка необходим отдельный защитный автомат и устройство защитного отключения (УЗО). Шкаф управления, как правило, заказывается в специализированной организации. Монтаж в идеале тоже лучше поручить лицензированным профессионалам, если позволяют финансы.
     Следующая важнейшая составляющая – грамотно организованная теплоизоляция, в противном случае все энергосбережение будет сведено к нулю.
     Кстати, вопреки руководству по эксплуатации, необходимо заметить, что все вышеперечисленные ленточные и кабельные нагреватели категорически не приемлют контакта с водой. Возможно, они не выйдут из строя сразу, но срок жизни сократится существенно.
     И последнее. Хотелось бы напомнить, что по энергоэффективности ленточно-кабельный разогрев стоит гораздо выше электроразогрева с применением циркуляции горячего масла. Но он в разы затратнее, чем современные огневые виды обогрева, где теплоноситель-спутник нагревается газовой либо дизельной горелкой. Если организация может себе позволить покупку нагревателя битума с жаровой трубой и масляными регистрами, либо нагревателя жидкого теплоносителя на газу или печном топливе, то смысла переходить на вышеописанную систему электрообогрева нет.